МОУ лицей "Экос"
город Новоалександровск Новоалександровский городской округ  Ставропольский край
  • Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся (для педагогов образовательных организаций)

    Автор: МОУ лицей "Экос"
    По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи. Применительно к системе образования первичная профилактика или превенция направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, её цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов.
    Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся (для педагогов образовательных организаций).

    Образовательные организации являются наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.
    Вторичная профилактика или интервенция – это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель вторичной профилактики - помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Главная роль при интервенции отводится специалистам узкого профиля, имеющими соответствующую квалификацию (психологи, психиатры).
    Третичная профилактика или поственция – это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению; она также направлена на социально-психологическое сопровождение близких суицидента, предотвращение подражательных суицидов.
    Функции педагога в профилактике суицидального поведения обучающихся
    - Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);
    - Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах – Приложение;
    - Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся)
    - Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам (педагог-психолог, иные специалисты)

    Мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения у обучающихся (первичная профилактика)
    Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению
    1) Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление подростков, переживающих стресс и/или потенциально подвергающихся риску суицидального поведения
    2) При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся)
    3) При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом школьному педагогу-психологу и совместно с ним информировать родителей о наличии возможного риска, а также рекомендовать обратиться к профильным специалистам
    4) При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку
    Основные факторы риска развития суицидального поведения
    Суицидальное поведение чаще всего складывается из двух групп факторов: потенциальных (создающих почву) и актуальных (провоцирующих). Наиболее высокий риск суицидального поведения наблюдается при сочетании наличия факторов риска из обеих групп.
    1) Потенциальные факторы суицидального поведения
    Участие в школьной интернет- активности
    Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся. Поддержание контакта с обучающимися привычными для них средствами (социальные сети: Вконтакте, и.т.д.)
    Классный руководитель; учителя- предметники, педагог- психолог, социальный педагог.
    В течение года
    а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток.
    б) Семейные факторы:
    - психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;
    - пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье; - низкий социально-экономический статус и образовательный уровень, безработица в семье и, как следствие, недостаточная интеграция ребёнка в социум;
    - конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);
    - алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей; - частые переезды со сменой места жительства; - проживание (по разным причинам) без родителей.
    в) Психиатрические нарушения у ребёнка:
    тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.
    г) Личностные особенности: - импульсивность, нестабильность настроения;
    - перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
    - агрессивное поведение, раздражительность;
    - неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;
    - нестабильная самооценка, идеи переоценки собственной личности с последующим её обесцениванием;
    -самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за маской надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения;
    - склонность к тревоге и подавленности, частое плохое настроение.
    - отступление от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией, и, как следствие, ситуация отвержения своей социальной группой.
    2) Актуальные факторы суицидального поведения - все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие. Объективная оценка взрослого в данном случае может сильно отличаться;
    - депрессивные состояния с переживаниями безнадёжности, безысходности, брошенности, ненужности, одиночества;
    - крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями;
    - неприятности в семье; - проблемы с законом; - запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников;
    - неспособность справиться с учебной программой, разочарование успехами в школе; - нежелательная беременность, аборт, заражение болезнью, передающейся половым путем; - переломные моменты жизни; - внезапное заболевание, ведущее к нарушению привычной жизнедеятельности;
    - распад семьи, развод или уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи;
    - употребление алкоголя, ПАВ. Поведенческие симптомы наличия суицидальных намерений у подростка - Депрессивная симптоматика (ухудшение сна, аппетита; вялость, апатия; потеря интереса к занятиям, раньше доставлявшим удовольствие; нехарактерное снижение активности); - резкое снижение успеваемости;
    - ухудшение поведения в школе, нарушение дисциплины, пропуски занятий, прогулы; - увеличение потребления (или начало потребления) табака, алкоголя или наркотиков; - высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные: «Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться» и т.п. - заинтересованность темой смерти;
    - подготовка к совершению попытки (сбор таблеток, изучение информации о способах самоубийства); - символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей);
    - сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве;
    - другие резкие изменения в поведении. Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального поведения
    а) Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.
    б) Личностные факторы: развитые социальные навыки; уверенность в себе; умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении
    трудностей; открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний; наличие религиознофилософских убеждений, осуждающих суицид.
    в) Социально-демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками
    Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.
    Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).
    В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжёлом эмоциональном) состоянии.
    Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии
    - Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.
    - Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
    - Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
    - Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).
    - Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике